Официальный печатный орган Военно-промышленной комиссии
Российской Федерации

журнал ОБОРОНА РОССИИ

Пьянков Игорь Борисович: комментарии преподавателя МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского, 14-й Петербургский энергетический форумВерсия для печати
Пьянков Игорь Борисович: комментарии преподавателя МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского, 14-й Петербургский энергетический форум
28.11.2014

Пьянков Игорь Борисович: комментарии преподавателя МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского, 14-й Петербургский энергетический форум

О трудностях в решении задач освоения арктического шельфа, создания импортозамещающей отечественной техники и технологий со ссылкой на результаты проведенного 14-ого Петербургского международного энергетического форума рассказал преподаватель МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского Пьянков Игорь Борисович.
 
Тектонические сдвиги начинаются, как правило, скромно. И приходят, чаще всего, незаметно, как… ну, скажем, окончание беззаботного детства или начало наркотической ломки. Нет смысла говорить, что умение извлекать природные запасы углеводородов из необъятных кладовых отчизны – это «наше все». Еще со времен Л.И.Брежнева благополучие экономики было производной не от эффективности управления, а от объемов добычи и цены на «черное золото». Но стоит отметить, что даже при наличии серьезной отечественной науки добывающая отрасль инвестициям в НИОКР всегда предпочитала отработанные зарубежные технологии и надежное оборудование западных поставщиков. Запрет на технологическое сотрудничество в нефтегазодобыче, прозвучавший со стороны супостата означает ни что иное как долгожданный либералами соскок российской экономики с нефтегазовой иглы. Шприц теперь придется «выпиливать» самим. И для этого нужна качественно другая промышленность. Выступая на 14-м Петербургском международном энергетическом форуме, посвященном разработке высокотехнологичного оборудования для освоения континентального шельфа, академик РАН и секретарь Общественной палаты Е.П.Велихов сравнил значимость, масштабность и научно-технологическую сложность брошенного нам вызова с атомным проектом прошлого века. Точнее не скажешь. И совершенно не случайно среди более чем 280 фирм и организаций, представленных на форуме, сегодня откровенными фаворитами вместо зарубежных транснациональных гигантов смотрелись лидеры судостроительной ветви отечественного ВПК – «Севмаш», «Рубин», «Малахит» и т.д.

И в выступлениях многих участников отчетливо слышался нетерпеливый азарт предстоящей атаки. Дальнейший прирост добычи – это освоение запасов на шельфе и других труднодоступных месторождениях, это новые системы, сопоставимые по сложности и стоимости с космическими, которые мы делать пока не умеем. Это очень узкий диапазон рентабельности, который требует новых подходов и действительно инновационных решений. Это царство рациональных технократов, обладающих лидерскими качествами, адекватных масштабу природно-технологического вызова. И потому второй тезис Е.Велихова, прозвучавший на конференции, был столь же емок и образен: масштабные гражданские проекты, такие как освоение Арктики должны стать как бы «второй ногой» ВПК. Военная тематика – хорошо, но две опоры – гораздо лучше. И действительно, сегодня включение «оборонки» в нефтегазовую тематику – не только возможность проявить себя в рыночной остроконкурентной среде, но и необходимый источник средств все для той же программы вооружений.

Ключевых факторов победы несколько: время, деньги, производственные и научно-технические возможности, и, последнее по счету, но не по важности – кадры. Сколько на все это потребуется времени и средств? Норвегия, например, на создание эффективных добывающих морских комплексов затратила 15 лет и несколько миллиардов долларов. Нам предстоит пусть и существенно улучшив, воспроизвести то, что уже работает в других странах. Вторыми и даже третьими идти, несомненно, легче. При создании атомной бомбы СССР по сравнению с США в сроках сэкономил в полтора раза, а в деньгах, по разным оценкам раз в пять-семь. Каким временем мы располагаем? Как заявил представитель «Газпрома», за 10 лет на шельфе необходимо пробурить 50 поисково-оценочных скважин. Нужны морские буровые платформы. И нужны в течение ближайших пяти лет. И далее: строительство специального флота для освоения Арктики, создание береговых комплексов, строительство судов-газовозов, добывающих морских платформ, отгрузочных и транспортных систем, внедрение инновационных экологических технологий. И на все это – лет 7-10, не более. 

Выступление представителя «Роснефти» прозвучало утвердительно-оптимистично: создаются новые технологии обеспечения безопасности бурения, системы буровой защиты, специализированные базы снабжения, логистические схемы доставки грузов и персонала, системы ликвидации разливов нефти, новые схемы эвакуации и спасения. И, наконец, формируется новый судостроительный кластер на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, который все это реализует в металле. Очевидно, что предстоит структурная перестройка: консолидация нефтегазовой и судостроительной отраслей промышленности. Именно представители ОСК и научных центров судостроения проявили наибольшую зрелость в понимании тех задач, которые стоят перед новым «атомным проектом». ЦКБ МТ «Рубин» строит, пусть пока виртуальную, модель подводного терминала и предложил целый ряд интересных технических решений для добычи углеводородов подо льдом. Отдельные элементы систем добычи и транспортировки отрабатывают и «Малахит», и Крыловский государственный научный центр. Едва ли не с ностальгией вспоминал об эпохе строительства платформы «Приразломная» представитель «Севмаша», забыв, правда, упомянуть, что отечественной платформу все же назвать нельзя, даже с серьезными оговорками. Общий итог подвел представитель нефтегазовой промышленности: производственники все сделают, если будут иметь технические решения. И в этом-то и вся проблема! – отметил Пьянков Игорь Борисович.

Если добытчики говорили о пяти, максимум – десяти, годах. То научно-технические центры осторожно упоминали десять-пятнадцать. Прежде чем получить те самые технические решения, надо создать целую отрасль науки и техники, не на пустом месте, разумеется, но все же. Если даже отвлечься от того, что на Дальнем Востоке город-сад «Роснефти» придется создавать в условиях острого дефицита кадров; если предположить что нам это чудо «под ключ» создадут южные корейцы, а в Северной Корее мы наберем богатырей-гастарбайтеров, всего комплекса необходимых технологий сегодня просто-напросто не существует! Не то, что в Южной Корее, но и на Западе. По мнению Пьянкова Игоря Борисовича, этот аспект не нашел должного отражения в выступлениях представителей нефтегазовых гигантов. Разрыв, и очень серьезный, и временной, и технологический налицо. И на вопрос, а что же делать, когда уже позарез как надо, а ничего в металле, увы еще нет, ответа не прозвучало. Это первый и очень важный риск. Второй с ним самым тесным образом связан: сырьевикам может элементарно не хватить терпения. И могучий порыв десятков тысяч людей будет трусливо позабыт и предан. Не под фанфары, конечно, а так… «тихой сапой». Нельзя же строить перспективный расчет исключительно на том, что международная обстановка будет и далее только осложняться, а режим запретительных секторальных санкций станет нормой жизни? И еще об одном: результат НИОКР может быть и неудачным на каком-то этапе. Что тогда? Пока, судя по всему, нет проблем только с одним – с деньгами.

Два триллиона обещано «Роснефти», много слов, и совершенно правильных, говорилось и о необходимости специальной государственной программы. И вот здесь кроется еще одна опасность – источник средств и в том и другом случае один: госбюджет. А раз так, то ни о какой «второй ноге» военно-промышленного комплекса речи не идет. Нога все та же – государственная коррумпированная костяная. Неэффективность любых государственных расходов неоднократно и блестяще подтверждена и в советское время, и в условиях нашей «смешаной» экономики. Распорядители кредитов определены – монополию на шельф имеют «Газпром» и «Роснефть», единственный исполнитель так же с помощью властной вертикали сформируется в виде уже существующей или вновь созданной корпорации, и далее все будет «как всегда». Дело рискует кончиться очередным псевдорыночным «фейком». Каждый третий выступающий на конференции говорил о том, что уже сегодня отечественное оборудование существенно дороже зарубежного. И это несмотря на высокие ввозные пошлины.

Пьянков Игорь Борисович напомнил: новые месторождения не дадут той рентабельности, на высотах которой мы почиваем сегодня. Только инновационные прорывные решения обеспечат окупаемость гигантских затрат. Но зачем кому-то ломать над этим голову, когда есть госбюджетный «баунти»? Поэтому, на взгляд Пьянкова Игоря Борисовича, ключевые для успеха предстоящего «штурма Арктики» слова прозвучали из уст представителя «отлученного» от шельфа «Лукойла»: для того, чтобы развивались технологии, которых у нас нет, нужны заказчики. И чем больше их, заказчиков, тем лучше. Лучше для всех. Поэтому необходимо снять монополию двух компаний на освоение шельфовых ресурсов. Чтобы стоять на двух ногах, ВПК непременно нужна третья точка опоры – конкурентная среда, хотя бы в этом гигантском и сложном проекте. Ручное управление, как бы кому не хотелось повторить подвиг Сталина и Берии, в этом случае не сработает. Атомная программа базировалась на точных разведывательных данных, смертельном страхе и мобилизационной экономике. Ни того, ни другого, ни третьего сейчас не наблюдается. Но при этом не наблюдается и других методов и благоприятных обстоятельств. Конкуренция, которая, кстати была одним из главных методов управления сталинским ВПК, несмотря на многочисленные показушные конкурсы, давно приказала долго жить. Ее заменил коррупционный лоббизм на всех уровнях принятия решений. Еще один червь сомнения. Масштаб атомного проекта требует столь же масштабной личности технического организатора. А личности то у нас среди созидателей еще остались?

Только внутренне свободный человек сможет дать требуемый результат, человек, имеющий успешный опыт реализации сложных технологических проектов. Что-то за последние двадцать лет я такого не припомню. А вы? В завершении интервью, Пьянков Игорь Борисович подытожил: «Тектонические сдвиги приходят незаметно, но развиваются последовательно и неотвратимо. Такая у них особенность. Боюсь, что этот, почти уже случившийся, мы встречаем, привычно опираясь на одну колченогую опору – вездесущий, но в данном случае смертельно бесполезный коррупционно-административный ресурс. Впрочем, может это мы лишь по извечной привычке просто-напросто долго запрягаем? Может быть. Но, однако, ехать пора».

← Назад к списку новостей

Фотогалерея

СБРМ ГАЗ-233036 "Тигр"

СБРМ ГАЗ-233036 "Тигр"

К-152 «Нерпа»

К-152 «Нерпа»

Су-35

Су-35

Ми-35М

Ми-35М

С-400 "Триумф"

С-400 "Триумф"

Т-90С

Т-90С

Журнал

OR_02-16_Cover.jpg

Выставки


logo_MAKS.jpg 
 



234.jpg

Реклама