Официальный печатный орган Военно-промышленной комиссии
Российской Федерации

журнал ОБОРОНА РОССИИ

В гособоронзаказе произошли революционные перемены
28.03.2014

В гособоронзаказе произошли революционные перемены

Заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов:
В последние годы плохое исполнение гособоронзаказа стало притчей во языцах. Однако в отношении нынешнего гособоронзаказа этого уже не скажешь – его реализация идет лучше, чем в предыдущем году. Дело в том, что при формировании и выполнении государственного оборонного заказа на 2013 год был принят ряд необходимых системных мер, которые привели к некоторым переменам, не побоюсь, этого слова, революционного характера.

Прогноз по ГОЗ-2013 благоприятный
Они затрагивают сами основы гособоронзаказа, меняют отношения заказчика и исполнителя, способствуют развитию оборонно-промышленного комплекса России.
К этим мерам следует прежде всего отнести:
- определение приоритетов при формировании исходных данных о потребностях в серийных закупках вооружения и военной и специальной техники (ВВСТ) Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и видами (родами) войск;
- восстановление функций военных представительств Минобороны России по контролю ценообразования на предприятиях промышленности. Были организованы мероприятия по повышению эффективности их работы и по увеличению штатной численности военных представительств, что позволит повысить уровень качества разрабатываемых и поставляемых в Вооруженные Силы образцов ВВСТ;
- переподчинение научно-исследовательских организаций Минобороны России видам (родам) войск и межвидовым довольствующим органам, отвечающим за организацию эксплуатации (использования) ВВСТ, что позволит задавать новые разработки ВВСТ с требуемыми тактико-техническими характеристиками и обеспечить необходимый уровень обратной связи между разработчиками ВВСТ и войсками – непосредственными потребителями;
- введение практики заключения контрактов на весь жизненный цикл серийно поставляемых образцов ВВСТ, что позволит сократить число и сроки процедур размещения заказов, расширить возможности планирования, обеспечить заблаговременную подготовку производства и создать систему обеспечения эксплуатации (сервисного обслуживания) выпускаемой продукции.
- проведение преобразований в законодательной сфере государственного оборонного заказа, в том числе в области государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением ГОЗ, государственного регулирования цен на продукцию оборонного назначения, а также введение контроля за исполнением ГОЗ.
Кроме того, при реализации ГОЗ в 2013 году сохранены ранее принятые подходы в части:
упрощения авансирование исполнителей ГОЗ;
заключения долгосрочных контрактов со сроком исполнения от 3 до 9 лет по наиболее сложным и важным образцам ВВСТ, в том числе с использованием кредитной схемы финансирования (по сравнению с 2011 годом количество таких контрактов возросло в 1,9 раза, а объем финансирования составил более 50% от объема ГОЗ-2012);
расширения практики определения единственных поставщиков путем издания распоряжений Правительства Российской Федерации.
минимизации количества разработок специальной техники обеспечения, которая может быть заменена техникой народно-хозяйственного или двойного назначения (номенклатура техники Тыла ВС РФ, военной медицины, автомобильной техники и инженерных войск);
исключения закупки продукции производственно-технического назначения, снабжение которой осуществляется в рамках сервисного обслуживания ВВСТ.
Комплексная реализация указанных мероприятий обеспечивает сокращение количества заданий и сроков их размещения по торгам, комплектные закупки сложных систем вооружения и комплексное обслуживание ВВСТ в войсках, а также соответствие заданным
в ГПВ-2020 темпам оснащения войск (сил) при условии эффективного расходования бюджетных средств.
В результате в настоящее время объем заключенных государственных контрактов по ГОЗ-2013 составляет более 95% от их планового объема. Прогнозная оценка размещения заданий ГОЗ-2013 показывает, что на конец декабря будет законтрактовано 97,5% от планового объема всех средств. Это связано с тем, что часть средств (около 2,5%) будет направлена на строительство объектов инфраструктуры для размещения и обеспечения эксплуатации новых ВВСТ, поступающих в войска.
Что касается поставок, то в настоящее время в войска поставлено более 50% от годового объема основных видов ВВСТ.
Исходя из технологического цикла производства сложных образцов ВВСТ, их поставки будут осуществлены в соответствии с условиями контрактов до конца года.
Объем поставок основных видов ВВСТ по предварительному прогнозу на конец года составит около 95%.

Почему срываются контракты
Вместе с тем анализ предварительных результатов реализации ГОЗ показывает, что по ряду  контрактов имеются серьезные предпосылки к срыву исполнения предприятиями принятых обязательств, а по некоторым сроки уже сорваны.
Основными причинами этого являются:
- неготовность предприятий промышленности к выполнению поставок вооружения и военной техники в плановых объемах, прежде всего по причине недостаточности производственных мощностей и квалифицированных кадров (ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», г. Арзамас, – БТР-80, 82А);
- отсутствие оценки «рисков» по выполнению условий государственных контрактов на этапе предконтрактной работы, что приводит к их заключению с предприятиями, заведомо не способными выполнить требования государственных контрактов в полном объеме (ОАО «АВИАКОР - авиационный завод», г. Самара – Ан-140-100);
- недостоверная оценка головными исполнителями своих возможностей при выходе на конкурс (головной исполнитель побеждает в конкурсе по заявленной цене, но позже заявляет, что организации кооперации завысили цены и поставка вооружения и военной техники по установленной в государственном контракте цене заявленной на конкурсе невозможна. При этом, как показывает практика ВПК при Правительстве Российской Федерации, Минобороны России, Рособоронзаказ и ФАС не могут повлиять на них (ОАО «Научно-исследовательский институт стали», г. Москва, – бронежилеты 6Б23-1);
- низкий уровень качества изготовления ПКИ, материалов и как следствие конечной продукции, что приводит к отрицательным результатам испытаний (ОАО «Казанский вертолетный завод», г. Казань, – вертолет «Ансат-У», ОАО Московский машиностроительный завод «Авангард», г. Москва, – ракета 40Н6 к комплексу С-400), а также массовым отказам в эксплуатации.
Кроме того, несмотря на предпринимаемые меры по техническому перевооружению и переоснащению предприятий ОПК, усилению их кадрового потенциала, состояние с качеством производимых образцов ВВСТ не улучшается, о чем свидетельствует рост количества рекламаций. Для сравнения – в 2011 году Минобороны России подготовлено 2271 рекламация, а по итогам 2012 года только по основным образцам уже выставлено 3154 рекламации. Рост составил – в 1,4 раза.
Минобороны проведен детальный анализ имеющихся фактов не исполнения договорных обязательств по ГОЗ в установленные сроки. В результате выявлены основные причины такого положения дел:
сохраняется технологическая отсталость кооперации предприятий практически по всем отраслям и направлениям деятельности ОПК;
на крайне низком уровне находится деятельность головных организаций и интегрированных структур по организации и управлению производственной кооперацией;
не реализована потребность в квалифицированном персонале;
имеется значительное количество претензий к качеству поставляемого вооружения, военной и специальной техники при проведении испытаний и приемки.
Как следствие, продукция ОПК не в полной мере удовлетворяет требованиям Минобороны России. Характерные нарушения, допускаемые предприятиями-изготовителями хорошо известны:
это невыполнение взятых на себя контрактных обязательств по срокам, объемам и качеству;
предъявление к оплате затрат, которые документально не подтверждены и экономически не обоснованы;
поставка некачественной продукции, по которой выставляются рекламации из войск.
С недобросовестными поставщиками по ГОЗ мы поступаем в точном соответствии с условиями заключенных контрактов и нормами действующего законодательства. В случае несвоевременной и некачественной поставки взыскиваем штрафы: их размеры установлены в заключенных контрактах, как правило, 5 процентов за факт срыва и 0,1 процента за каждый день просрочки.
В целях обеспечения своевременного исполнения ГОЗ-2013 со стороны заказывающих органов и военных представительств усилен контроль за ходом выполнения предприятиями (организациями) промышленности государственного оборонного заказа. В свою очередь Управлением военных представительств Министерства обороны Российской Федерации совместно с предприятиями (организациями) промышленности разработаны планы мероприятий, направленных на безусловное выполнение в установленные сроки государственных контрактов в рамках ГОЗ-2013. Проводимые мероприятия по восстановлению института военных представительств, на наш взгляд, также позволят обеспечить повышение уровня качества разрабатываемых и поставляемых в Вооруженные Силы образцов ВВСТ.

Система контрактации требует совершенствования
В 2013 году в Министерстве обороны организовано проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности военно-научного комплекса. В рамках совершенствования системы руководства военно-научным комплексом научно-исследовательские организации Министерства обороны переданы в подчинение заместителей министра обороны, главнокомандующих видами и командующих родами войск Вооруженных Сил. Общее руководство военно-научным комплексом возложено на Генеральный штаб Вооруженных Сил.
Проводится работа по формированию в Минобороны России системы перспективных военных исследований, в том числе включающих освоение новых технологических заделов и разработок новейших систем вооружения и робототехнических комплексов.
Военно-научный комплекс и научно-исследовательские институты Минобороны России как его передовая часть трансформированы под решение прикладных научных задач в интересах видов и родов войск. Он целенаправленно осуществляет военно-научное сопровождение применения и строительства Вооруженных Сил, а также разработок и испытаний современных образцов ВВСТ с требуемыми тактико-техническими характеристиками, что позволяет обеспечить создание именно такого вооружения, какое необходимо Вооруженным Силам.
С 2013 года принято важное решение о заключении государственных контрактов на весь жизненный цикл для серийных поставок ВВСТ. При этом в отношении работ по сервисному обслуживанию и ремонту техники приняты решения о выполнении технического обслуживания и текущего ремонта ВВСТ силами войсковых ремонтных органов, а трудоемкий текущий, средний, капитальный и капитальный ремонт с модернизацией – на предприятиях ОПК.
В этих целях проработаны вопросы о первоочередной передаче 40 дочерних зависимых организаций ОАО «Оборонсервис» в ведение Минпромторга России, ГК «Ростехнологии», ОАК, ОСК и другим интегрированным структурам.
Кроме того в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» и поручением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2012 г. № РД-П7-3277 Минобороны России совместно с заинтересованными органами военного управления развернута работа по созданию системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники.
Одним из ключевых вопросов создания системы управления жизненным циклом ВВСТ является необходимость совершенствования системы контрактации для обеспечения полного жизненного цикла ВВСТ. Переход на контракты полного жизненного цикла ВВСТ требует, в том числе, проведения глубокой модернизации и технического перевооружения материально-технической и технологической основ предприятий ОПК.
В этих целях предстоит создать развитую сервисную сеть, оснастить сервисные центры современным диагностическим и ремонтным оборудованием, обучить специалистов по сервису (ремонту). Для правильной и безаварийной эксплуатации ВВСТ необходимо создать центры подготовки специалистов Вооруженных Сил на базе предприятий производителей.
Одной из проблем является ценообразование на продукцию военного назначения. Сегодня оно регламентировано рядом действующих законодательных актов Российской Федерации, в том числе постановлениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными и методическими документами по вопросам определения цен государственных контрактов при размещении государственного оборонного заказа.
Одновременно с этим  Федеральной службой по тарифам разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об условиях и порядке применения видов цен на продукцию по государственному оборонному заказу», который согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Данное постановление позволит в полной мере применять различные виды цен и своевременно заключать государственные контракты, в том числе долгосрочные.
Кроме того, в целях реализации пункта 2 статьи 10 Федерального закона 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации внесен для принятии в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу», определяющий порядок государственного регулирования цен на оборонную продукцию и полномочия федеральных органов исполнительной власти в указанной сфере.
Указанные изменения, безусловно, направлены на положительное изменение ситуации с ценообразованием на продукцию военного назначения.

Основные приоритеты ГВП
Решение о начале разработки проекта государственной программы вооружения на 2016-2025 годы принято Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации в октябре 2012 года, а также утверждены основные методические документы и план-график по ее формированию.
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 599 утверждены «Правила разработки и реализации государственной программы вооружения».
В настоящее время организована работа по формированию исходных данных для планирования мероприятий ГПВ, а также обоснованию расходов на оснащение Вооруженных Сил и других войск и формирований.
Основные приоритеты определены Верховным Главнокомандующим и направлены на оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения и военной техники, доведя их долю к 2020 году до 70%, а также на создание научно-технического задела для обеспечения создания перспективных систем и комплексов ВВСТ для дальнейшего перевооружения Вооруженных Сил.
В настоящее время реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации обусловлено снижением вероятности крупных войн, с одной стороны, и изменением под воздействием научно-технического прогресса форм и методов вооруженной борьбы, с другой.
Это предопределяет оснащение армии инновационными образцами ВВСТ, обеспечивающими:
функционирование в рамках единого информационно-управляющего пространства;
применение высокоточного гиперзвукового оружия, оружия на новых физических принципах;
применение беспилотных ударных авиационных комплексов, робототехники;
применение унифицированных мобильных сухопутных боевых платформ и др.
При этом разработка концепций развития ВВСТ, создание научно-технического задела по перспективной технике, в том числе разработка базовых и критических военных технологий, должны быть в числе основных приоритетов.
В целях обеспечения динамичного развития прорывных высокорискованных технологий в интересах обороны страны и безопасности государства создан Фонд перспективных исследований.
Для создания высокотехнологичных образцов ВВСТ в интересах инновационной армии необходима современная научно-техническая и производственно-технологическая база, основанная на использовании инноваций.
Учитывая, какую роль призван ОПК играть в современных условиях при проведении военной реформы, перед ним поставлена задача обеспечения высокого технологического уровня, качества и конкурентоспособности продукции военного и двойного назначения.
Что касается вопросов интеллектуальной собственности. Перспективные образцы ВВСТ имеют чрезвычайно высокую стоимость и создание их только за счет бюджетных средств – вещь для нашей страны непосильная. Предоставление организациям-разработчикам ВВСТ права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные  при этом, причем с ответственностью за их коммерциализацию, – это один из источников доходов этих организаций и, соответственно, тех их собственных средств, которые могут быть вложены ими опять-таки в разработку ВВСТ. Это тем более важно, что Минобороны России придерживается той точки зрения, что предприятия оборонно-промышленного комплекса должны активнее вкладывать собственные средства в разработку перспективной техники. Вплоть до полного прекращения финансирования таких разработок из федерального бюджета.
Отличительной особенностью действующей ГПВ является сосредоточение основных усилий на комплектных закупках и ремонте ВВСТ – их доля составляет порядка 80% от общего объема выделяемых ассигнований.
Это позволяет обеспечить максимальное поддержание в исправном состоянии существующего парка техники. В результате реализации заданий ГОЗ-2013 года по закупкам, ремонту и сервисному обслуживанию ВВСТ уже можно прогнозировать рост доли исправной техники в войсках по сравнению с прошлым годом.
К концу 2013 года показатель исправности ВВТ превысит 80%. При этом исправность важнейших образов ВВСТ близка к 100%.
В настоящее время руководством страны принят ряд важных решений по реформированию и развитию Вооруженных Сил, в том числе Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» на ближайшую перспективу определены основные направления по совершенствованию военной организации государства, основным из которых является оснащение Вооруженных Сил современными образцами вооружения, военной и специальной техники с доведением их доли к 2020 году до уровня, позволяющего решать поставленные задачи по предназначению.
На конец 2013 года уровень оснащенности Вооруженных Сил современными ВВСТ составляет: в Военно-воздушных силах – 42%; Военно-Морском Флоте – 53%; Сухопутных войсках – 17%; Войсках воздушно-космической обороны – 57%; стратегических ядерных силах – 39 %.
Выполнение запланированных в рамках Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы мероприятий по повышению качества оснащения Вооруженных Сил в кратчайшее время поднимет уровень обеспеченности Вооруженных Сил современными образцами вооружения, военной и специальной техники и доведет его к 2020 году до 70-100 %.
Одновременно с мероприятиями по поставке в войска новой техники планируется обеспечить повышение уровня исправности имеющегося вооружения, который сейчас составляет от 48 до 100%.
Выполнение мероприятий ГПВ-2020 позволит довести к концу программного периода исправность ВВСТ: в Сухопутных войсках – до 85%, в Воздушно-десантных войсках – до 100%, в Военно-воздушных силах – не менее 80%, а в Военно-Морском Флоте – до 60% исправных боевых кораблей.
Исходя из военных угроз, состояния системы вооружения, оснащенности войск и технического состояния вооружения, военной и специальной техники, а также финансово-экономических возможностей государства, основные усилия и ресурсы направлены на приоритетное развитие сил ядерного сдерживания, средств воздушно-космической обороны, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации, высокоточного оружия и средств борьбы с ним, системы индивидуальной защиты военнослужащих.
Эти приоритеты в целом соответствуют общемировым тенденциям развития средств вооруженной борьбы и явились основой для распределения ресурсов при разработке и реализации мероприятий действующей государственной программы вооружения.
Основной целью мероприятий Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (ГПВ-2020) является комплексное развитие системы вооружения, исходя из потребностей нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации и требований нормативных документов, на основе комплектных поставок новых и ремонта стоящих на вооружении образцов ВВСТ.
Однако важным условием достижения указанных результатов является наличие достаточного научно-технического и производственно-технологического потенциалов предприятий ОПК.
Такая взаимосвязь развития ВВСТ и ОПК объективна. Потребности в современных и перспективных образцах ВВСТ являются своего рода стимулятором поддержания и развития наиболее передовых технологий. При этом система вооружения является воплощением передовых научных, технических и технологических достижений в ОПК, позволяющих создавать такие системы, комплексы и образцы ВВСТ, которые дают возможность выполнять боевые задачи с высокой эффективностью в различных условиях боевой обстановки.
На выполнение задачи развития мощностей предприятий ОПК до необходимого уровня, отвечающего требованиям Минобороны России, направлена федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы». Масштабные инвестиции в «оборонку» должны позволить внедрить новые технологии, построить современное производство, что снизит трудоёмкость, повысит производительность труда, уменьшит накладные расходы и, тем самым, позволит снизить цены на оборонную продукцию.

← Назад к списку новостей

Фотогалерея

СБРМ ГАЗ-233036 "Тигр"

СБРМ ГАЗ-233036 "Тигр"

К-152 «Нерпа»

К-152 «Нерпа»

Су-35

Су-35

Ми-35М

Ми-35М

С-400 "Триумф"

С-400 "Триумф"

Т-90С

Т-90С

Журнал

Выставки


logo_MAKS.jpg 
 



234.jpg

Реклама